Представители фармсообщества считают, что функции провизора в аптеке могут и должны быть намного шире, чем обычного продавца. Национальная фармацевтическая палата (НФП) и НМИЦ терапии и профилактической медицины договорились о сотрудничестве. Об этом говорилось в ходе одной из сессий Международного конгресса "Терапия и профилактическая медицина".
На профильной конференции "Врачи и фармацевты: коллеги или конкуренты?" в рамках конгресса эксперты обсуждали, как провизоры, к которым люди с недомоганием приходят часто даже раньше, чем к врачам, могут помочь им получить своевременную медицинскую помощь.
Одна из инициатив — привлечь аптеки к информированию населения о диспансеризации. Медицинское сообщество также готово участвовать в создании специальных документов для фармспециалистов, которые помогут стандартизировать процесс фармконсультирования. Предполагается, что провизор (специалист с высшим фармацевтическим образованием) или фармацевт (со средним специальным образованием), услышав от покупателя о его симптомах, с помощью чек-листа смогут оценить ситуацию и при необходимости рекомендовать обратиться за врачебной помощью.
Эту идею в Национальной фармпалате продвигают уже несколько лет. Исполнительный директор НФП Елена Неволина не раз объясняла: провизоры в аптеке — специалисты с высшим фармацевтическим образованием, их готовят медицинские университеты, фармацевты — имеют среднее профессиональное образование. Квалификация фармработников вполне позволяет расширить круг их полномочий по консультированию покупателей.
Директор Центра терапии и профилактической медицины Оксана Драпкина предложила включить аптечные сети в профилактический континуум Минздрава.
"Наша задача состоит в том, чтобы аптеки активно участвовали в распространении знаний о здоровом образе жизни и повышении грамотности в отношении здоровья", — отметила Драпкина. "Аптека тем и отличается от магазина, что человек в белом халате обладает необходимыми знаниями, и он должен консультировать покупателя даже по тем лекарствам, которые приобретаются по назначению врача. Он должен объяснить: как хранить препарат, как правильно принимать, уточнить дозировку и напомнить, что ее нельзя самовольно менять. Наши опросы показали: у посетителей аптек определенно есть потребности в фармацевтическом консультировании. Фармацевт или провизор — часто первый специалист, к которому обращается человек, заболев, и не факт, что он быстро дойдет до врача. К тому же у врачей не всегда хватает времени на подробные объяснения. Нам нужно определить рамки такого консультирования", — пояснила "Российской газете" Елена Неволина.
Она отметила, что фармконсультирование не запрещено, но и нет четкого понимания, как его оказывать.
"Поэтому задача — выделить ту зону, в которой фармацевт может давать рекомендации, и законодательно ее утвердить", — считает Неволина.
Конкретные предложения по этому поводу представители фармацевтического и врачебного сообщества должны подготовить до конца года.